Originally posted by at Авиационный лизинг
В последние годы (с 2012) мне приходится тесно работать с вопросами лизинга ВС, их приемо-передачи и соблюдения лизингового контракта. С конца прошлого года, когда начался крах Трансаэро, имел возможность слышать отголоски того, как это происходит с точки зрения лизинговых компаний и активов (самолетов).



И вот я наткнулся на статью - голая правда про наши ВТБ, ВЭБ и Сбербанк, которые совершенно не умеют управлять авиационными активами. Впервые все честно, откровенно и по полочкам, без прикрас.

Российский лизинг: уроки десятилетия
www.aex.ru/docs/2/2016/4/24/2421

Прочитал от корки до корки.
Спасибо, Сергей Анатольевич!


Мені цікаво було прочитати статтю www.aex.ru/docs/2/2016/4/24/2421 для загального огляду.
Теорія
Лі́зинг (англ. leasing — оренда, майновий найм) — підприємницька діяльність, спрямована на інвестування власних чи залучених фінансових коштів, яка полягає в наданні лізингодавцем у виключне користування на визначений строк лізингоодержувачу майна. Таке майно є власністю лізингодавця або набувається ним у власність за дорученням і погодженням з лізингоодержувачем у відповідного продавця майна, за умови сплати лізингоодержувачем періодичних лізингових платежів.
Лізинг — це довгострокова оренда машин і обладнання, видача обладнання напрокат. Лізинг дозволяє промисловим, торговим, транспортним та іншим підприємствам (орендаторам) отримувати в комерційних банках і лізингових компаніях (орендодавців) за певну орендну плату в довгострокове користування широкий перелік основних засобів.


А ось іншим буде цікаве у статті наступне:
… Давайте вспомним, что происходило в 2005-2006 годах? После террористических атак в США, система воздушного транспорта ушла в огромный «минус». Пройдя через большой спад, к рубежу 2005-2006 годов отрасль в международном масштабе снова вышла в прибыль, заработала свои первые 4 миллиарда долларов. Инвесторы снова поверили в привлекательность авиации для вложения в нее своих средств. Доля лизинговых компаний в объемах реализации стала приближаться к 25-30%. …

… Главное – в России стало появляться много-много денег. На этой волне ВТБ неожиданно купил 10% акций EADS (…. По состоянию на 13 сентября затраты на покупку 41 355 530 акций составили 997 млн евро (24,23 евро за штуку). . В итоге, акции пришлось продать, при этом понеся немалые финансовые потери.) и… потом резко их продал. Для меня это было знаковым событием. Денег было так много, что можно было вот так пойти и купить довольно большой пакет акций европейского промышленного гиганта EADS ….

… Прошло десять лет…
А теперь посмотрим, что творится в авиации России и всего мира в 2016 году. По прогнозам, мировая авиатранспортная индустрия заработает свою прибыль уже шестой год подряд, и она составит приблизительно 36 млрд. долларов. А в прошлом 2015 году прибыль составила 33 млрд. долларов при обороте свыше 700 млрд. долларов. Впервые return on capital («возврат на капитал» - пояснение самого Колтовича) превысил 8%, и также превысил average cost of capital («стоимость денег») для авиакомпаний (7%). Словом, впервые авиационная индустрия начала create value («создавать добавочную стоимость»). …

… Проверка через банкротство «Трансаэро»
… «Надо бы поскорее наши самолеты продать», - решили «ненастоящие лессоры». Возник вопрос: а сколько на свободном рынке можно выручить за эти самолеты? Оказалось, что отдельно взятый Boeing 747-400 или Boeing 777-200 без суффикса ER (вариант с двигателями Rolls-Royce) стоит в 3,5-4 раза меньше, чем зафиксировано на book value (балансовая стоимость актива). Так сколько же действительно стоят на рынке все эти самолеты?! …

… И вот недавно московские газеты проинформировали своих читателей о том, что chief executive officer (генеральный директор) одного уважаемого отечественного лессора, проникнувшись создавшейся ситуацией, собрал вещички и… пропал.

Лучшая практика

Перед тем как продолжить выступление оратора, внесем ясность. «Очень уважаемый лессор» - это, по всей видимости, «ВЭБ Лизинг». А человек, кто «проникся ситуацией» - бывший гендиректор Вячеслав Соловьев. По сообщению газеты «КоммерсантЪ», он «буквально исчез в неизвестном направлении». Однако на месте, во всяком случае, пока, остаются его коллеги и непосредственные начальники. О тяжелом положении ВЭБ свидетельствует и громкая отставка его бывшего руководителя господина Дмитриева. …

… После всего этого, что случилось с ними и с авиакомпанией в октябре 2015 года? Их нет, они исчезли… they just disappeared. CEO (руководитель) лизинговой компании тоже disappeared. Мне [долго было] не понять, как, почему, вот так все случилось?! Не подраться, не доказать… а просто исчезнуть. У меня такой ответ: значит, они были в немножко другом бизнесе. Когда «стиральная машинка» больше никому не нужна, ее просто нужно утопить. Вот такой ответ, про частный бизнес в России.