09:27

законы

Хочешь изменить мир — начни с себя!
12.02.2013 в 15:40
Пишет  sabaytis:

Десять грабель на пути к электронной демократии
Десять грабель на пути к электронной демократии...
Начну с того, что признаюсь в своей субъективной предвзятости. Я не верю в электронную демократию и готов привести доводы в пользу того, что подобный механизм в прямом виде способен только стимулировать некоторые формы рефлексии.
Итак, представим себе электронную демократию в её чистом виде. Граждане имеют доступ к средствам электронной коммуникации и самостоятельно выдвигают законопроекты и принимают их путем голосования.
Десять грабель электронной демократии

URL записи


Отличная тема!
Т.к. и хочется возразить в стиле: «т.к. это слишком сложно для Ваших умишек, то делать ничего не надо», и даже начал писать:

«… А ведь ответы находятся в самом тексте.
1. «В хорошем законопроекте, если он полностью "с нуля" описывает правовое регулирование вопроса сделать это легко.».
С определённой периодичностью надо переписывать все законы, собирая их в одну кучку.
С другой стороны сам себе могу возразить – учитывая количество взаимосвязанных законов, различных пояснительных писем к этим законам … работы предстоит много. И неразберихи первое время будет много. И даже если принимать законы с правом вступления через 3-5 лет, то только после вступления таких законов в силу, многие начнут «чухаться» и говорить «Надо СРОЧНО внести изменения, т.к. забыли то, то, это и ещё это!». Да ещё жизнь эти 3-5 лет стоять на месте не будет, а значит изменений в такой закон будет внесено не мало.

2. «Знание человеческой природы позволяет предположить маловероятность подобного варианта.»
Работой должны заниматься профессионалы.
Возражение: Ага, два раза. Как Вы введёте оценку этих Петриков? С учётом того, что новая метла метёт по новому, а у нас смена сотрудников при каждой смене власти. Да и стабильная власть не означает качественных сотрудников.

Детальное пояснение к каждому пункту законопроекта также ситуацию не спасёт, т.к. вполне вероятно, что пояснения к каждому пункту будут по размерам (а то и больше) такого законопроекта.

3. «Наш уникальный гражданин, которого мы только что описали, должен оказаться в большинстве во время голосования».
Про это говорится уже давно – голосование для всех приводит только к бардаку. Как минимум голосовать должен только платящий налогов больше, чем (если) получает возмещения от государства.
Возражение: А максимум то где? Один голосующий в лице императора? И как Вы будете определять право на голосование – справкой из налоговой? Автоматизация в налоговую, всеобщее налогообложение, а также увеличение штата налоговиков?

…»

Всё равно всё сведётся к вилке: кто-то должен заняться воспитанием граждан и формированием системы при которой к работе должен допускаться только профи или «работает? Не трогай этого сынок».

Ау-у, «кто-то» ты где?

@темы: Экономика, Политика

Комментарии
13.02.2013 в 10:27

Оператор нетактичной реальности
Собирать законы в кучу можно не только интегрируя их в единый закон.
У этого подхода есть большой и толстый недостаток - изменение любого из законов в этой куче приводит к необходимости менять ВСЮ редакцию данного суммарного закона. А это не просто много неразберихи - это ОЧЕНЬ МНОГО неразберихи. К тому же резко увеличивается вероятность того, что правопотребители будут руководствоваться устаревшей версией закона - что чревато. Временной лаг тоже не выход - к тому же подрывает всю идею оперативного управления данными инструментами.
Куда удобнее вариант с созданием единого открытого для всех официального ресурса документации - чтобы на нем были корректно проставлены сквозные тэги и можно было оперативно получить тематическую выжимку из законов собирая роботом ссылки по цепочке.

Оценка профессионалов? Тут есть старинный и очень хороший рецепт - чиновники сдают экзамен на должность. Варианты билетов и задач для сдачи можно готовить на основании прецедентов, современных теорий управления + по знанию предметной области, которой предстоит управлять (но это уже эксперты пусть необходимый уровень устанавливают). Не сдал экзамен - сорри. Поработай где-то еще, где-то пониже. Освободится пост - попробуешь еще раз.
При этом новая метла может мести сколько угодно, менять людей... главное чтобы основные принципы, понятия и терминологию новоприбывшие знали как следует.

Пояснения да, ситуацию не спасут совсем. И они обязательно будут больше законопроекта - в разы. И их будет несколько, с критикой, рекламой законопроекта и т.п. Только бюрократии и неразберихи больше станет. Без должной компетенции разобраться в них все равно не получится - придется что-то на веру принимать.

И таки да - либо "демократия для гиперкомпетентных" либо "власть профессионалов" либо "энтропия во все дыры". Четвертого не дано.
13.02.2013 в 10:51

Ihie beseder.
- всем законопроектам необходима юридическая обработка. Это означает, что идеалистические представления о том, что любой депутат может по велению души сходу накатать тот закон, который ему представляется необходимым - идеализмом и останутся. На уровне разговоров, парламентских дискуссий - возможности предлагать законы есть у каждого. Более того, сейчас парламентаризм семимильными шагами ушел в сеть, став довольно распространенным времяпрепровождением рефлексирующих депутатов.
- всем юридическим документам необходимо грамотное прочтение. Это наши первые грабельки, только развернутые от авторов инициатив уже ко всем депутатам. Как, без юридических навыков (а они в нашем государстве есть даже не у всех министров и президентов) депутат в состоянии понять, в чем суть документа?
- смысл закона или подзаконного акта раскрывается только в сцепке со всеми прочими действующими в этой сфере законами. Это означает, что даже миновав первую пару грабель и получив адекватное представление о юридическом смысле законопроекта, депутат может оценивать его либо как "вещь в себе", примеряя умозрительную реализацию проекта на свои представления о реальности, либо производить оценку с учетом большего набора данных. Законы ведь работают единой правовой системе. Там, где возникает конфликт двух законов - возникает коллизия, решаемая определением того, какой из законов обладает большей юридической силой. Разрешение подобных коллизий это работа для профессионалов, хорошо знакомых с правовой системой в целом, но не в этом суть.
- за все приходится платить и расплачиваться. Закон Ломоносова-Лавуазье строг. Если в одном месте прибавится, то в другом убавится. Это справедливо для экономики, для права... практически везде работает этот закон. Государство берет деньги на свое функционирование из четырех источников: из налогов, которые платят юридические и физические лица, из доходов государственных компаний, от продажи себя самого (территорий, ресурсов, прав, услуг) и заемные. Аналогично происходит и с правами. Нет прав без обязанностей. Только вот вкус халявы сладок - хочется получить от государства хорошего по максимуму, а заплатить по минимуму - да и то чем не жалко. Как точно-то про Единую Россию сказано, а?
13.02.2013 в 10:56

Оператор нетактичной реальности
Это вообще про любое применение принципа демократии. Можно примерять на что угодно. У ЕР хотя бы имеется довольно неплохая экспертно-аналитическая группа, пускай некоторая часть депутатов и отличается хроническим неумением (нежеланием) ею пользоваться.